+7 495 730 71 11

Форма обратной связи
(*) - обязательные поля

Гостиница «Россия»: ломать и строить

ГОСТИНИЦА «РОССИЯ»: ЛОМАТЬ И СТРОИТЬ Интервью с генеральным директором ФПК «САТОРИ» ТЕНГИЗОМ КАДЖАЯ о ходе, деталях и сложностях разборки самой главного отеля столицы. Снесенное здание не канет в лету, а возродится в ожерелье новых гостиниц, которые возведут по периметру МКАД.

— Тенгиз Гурамович, как продвигается разборка гостиницы «Россия»  в настоящее время?

— Разобрано уже 90%  надземной части здания. Сейчас на месте Восточного, Западного и Южного корпусов гостиницы – чистые площадки. В настоящее время идет демонтаж высотной части гостиницы. Она понижена с 24  до 18 этажа. Параллельно разбираем и оставшуюся часть примыкающего к высотке Северного корпуса.Очень осторожно и аккуратно шла разборка двух верхних технических этажей (23-24-ый) с двойными монолитными перекрытиями высотного двухъярусного ресторана «Кремлевский», знаменитого красивым видом на Красную площадь. Для этого кран был поднят на предельную высоту всего с одной пристежкой. Сейчас демонтаж идет в обычном режиме. Для ускорения сроков установим второй башенный кран во внутреннем дворе гостиницы.

— Как сняли шпиль с позолоченным шаром, который стоял на высотке.

— Этот момент не учли в проекте. Кран был установлен значительно ниже шпиля. Высота корпуса -90 метров, плюс еще 21 метр шпиль, весом около 5 тонн. Нам пришлось арендовать чуть не единственный в Москве автомобильный кран Liebherr, грузоподъемностью 500-тонн. С его помощью мы демонтировали шпиль и передали его на хранение.

— Когда разберут Центральный концертный зал?

— 15 февраля начнутся работы по усилению стилобата вокруг концертного зала, чтобы тяжелая техника могла осуществить механизированную разборку.  середине февраля мы приступили к демонтажу ГЦКЗ «Россия». А пока идет демонтаж мозаичной облицовки стен, деталей интерьера, балясин, люстр и других элементов, которые решено сохранить. Они будут упакованы и вывезены.

Почему решено было разобрать, а не взорвать гостиницу «Россия»?

— Расположение гостиницы в исторически охраняемой зоне Кремля, храма Василия Блаженного, близость памятников архитектуры – старинных церквей и построек, окружающих гостиницу, линии метро, большое количество подземных коллекторов, АТС, 13 трансформаторных подстанций, изношенность коммуникаций – все это определило и метод сноса гостиницы: демонтаж, а не взрыв. Проектирование работ, требовало не только отказа от каких-либо взрывных работ. Опасны были даже сильные сотрясения, в результате падения плит на землю. Старинные постройки реагировали даже на вибрацию работающей тяжелой техники. Мы насыпали так называемые «подушки» из песка, чтобы гасить вибрацию. В течение всего периода разборки осуществляется постоянный мониторинг подвижек почвы для обеспечения безопасности близлежащих зданий. Кроме того, по решение Правительства Москвы часть конструкций гостиницы будет использоваться повторно.

— Для чего это делается и сколько элементов будет сохранено?

— Часть элементов мы сохраним для будущего строительства трехзвездочных отелей, которые будут возведены по периметру МКАД. Кстати, по окончании демонтажа, САТОРИ также примет участие в строительстве нескольких новых отелей с использованием конструктивных элементов снесенной «России». На «России» были использованы так называемые Н-образные элементы, которые встречаются только здесь. Это крупногабаритные (6х4,8м) конструкции весом 8,3 т, которые держат всю жесткость здания, соединяя сразу два этажа. 30% из них будут сохранены. Также будут повторно использоваться и около 60% пилонов, облицованных мрамором, которые придавали гостинице ее неповторимый облик. Кстати проект фасада новых отелей, именно благодаря пилонам, будет напоминать фасад снесенной «России». По окончании демонтажа, САТОРИ, возможно, примет участие в тендере на строительство нескольких новых отелей с использованием конструктивных элементов снесенной гостиницы. Конечно, все они будет предварительно обследованы специалистами «Финпроекта» и получат соответствующий сертификат качества.

— Расскажите, пожалуйста, об особенностях проекта?

— Во-первых, это большой объем работ по усилению стилобата, то есть надземного основания, на котором стоит гостиница. Внутри стилобата находился кинотеатр «Зарядье», бассейн, картинг, гаражи и различные службы. Сверху  располагались стоянки машин и экскурсионных автобусов. Покрытие стилобата, сделанное строителями в середине прошлого века не было рассчитано на тяжелую строительную технику. А ведь с 5 этажа сносить гостиницу предстояло тяжелыми экскаваторами, весом 60 тонн. Это экономически более выгодно, чем разбирать здание кранами по первого этажа. Проектировщики приняли решение усилить стилобат, чтобы техника не провалилась внутрь. Необходимо было сделать железно-бетонную плиту по всему периметру гостиницы, с армированием до 300 кг на кубометр бетона и эту плиту опереть не на существующую старую плиту, а на колонны стилобата. Когда придет время разбирать подвальную часть гостиницы, мы разрушим плиту.

Во-вторых, здание передавалось администрацией гостиницы не сразу, а постепенно, по мере освобождения корпусов. Сложность была в том, что мы разбирали здание, части которого продолжали функционировать, в том числе и все подземные инженерные коммуникации. Мы приступили к работе 1 февраля, а например ГЦКЗ работал до 4 июня. Там шли концерты. Выступали звезды, неоднократно приезжал Президент. Кстати, последним мероприятием, проходившем в ГЦКЗ, был российский отборочный тур на конкурс детского Евровидения. Представьте себе:  из ГЦКЗ ведется прямая трансляция по телевидению, а мы в это время осуществляем демонтаж. В моей практике это —  впервые. Надо было работать крайне осторожно, чтобы не потревожить действующие части, коммуникации, да и людей, находящихся иногда буквально за стеной.

В третьих, САТОРИ впервые использует несколько высотных башенных кранов при демонтаже здания. Работы по разборке несущих конструктивных элементов ведутся новейшими кранами LIEBHERR 245 ЕС-Н грузоподъемностью12тонн. Они были приобретены нашей компанией по лизингу непосредственно с завода специально под этот проект. Первоначально планировалось установить 8 кранов. Однако мы разработали технологию так, чтобы использовать 6 кранов с максимальной нагрузкой. Основные данные ППР (Проекта производства работ) были заложены в компьютеры кранов. Конечно, краном управляет машинист, но его работа в большей степени определяется и страхуется компьютерной программой, которая сама определяет зону и радиус действия крана. Центральные краны на Востоке, Западе, Юге и Севере согласно ППР выше двух боковых на 10 метров. Это позволяет им работать «не цепляя» друг друга. Кроме того, компьютер определяет еще и радиус поворота. В целом все идет согласно плану. Хотя вносим коррективы по мере необходимости. Заранее все предусмотреть невозможно.

Работаем в тесном контакте с проектировщиками и техническим заказчиком. Они оперативно рассматривают наши предложения и выдают решение, которое устраивает и нас и их. Так, например, пришлось отказаться от механизированной разборки Северной эстакады. Как показал мониторинг, храмы и исторические сооружения, окружающие гостиницу, реагировали даже на вибрацию от проезда техники. Пришлось срочно приостановить работы, сделать усиление снизу соорудить подушки из песка, для экскаваторов, чтобы минимизировать вибрацию и перейти на резку алмазными канатами. Разборка эстакады была сделана без малейшего ущерба для памятников архитектуры, но цена работ оказалось гораздо дороже

— Какая часть проекта представляется Вам самой сложной?

— Строительство фундаментов под башенные краны. Наш партнер-проектировщик «Финпроект» предложил неординарное решение: разместить фундаменты кранов не на земле, а на колоннах стилобата. Стилобат гостиницы – это 2-х этажное здание. Он не был рассчитан на тяжелую строительную технику. Основная масса колонн стилобата стоит на металлических рамах, которые опираются уже на фундамент. Башенный кран вместе с балластом весит около 200 тонн. Во время вращения нагрузка передается попеременно на каждую из 4-х лап, максимально до 93 тонн. Была проведена большая проектная и исследовательская работа.

Мы подключили НИИ Оснований и  ЦНИИСК (Центральный Научно-исследовательский институт имени Кучеренко). Основание стилобата гостиницы и колонны были укреплены. И таким образом были  организованы 8 фундаментов под краны. Наша служба геодезии ведет постоянный мониторинг стилобата и фундаментов на предмет отклонений и просадок. На основании точных расчетов геодезистов мы опирали фундамент крана на плиту и колонны.

— Пригодился ли опыт разборки «Интуриста» и «Москвы»?

— Конструкция здания гостиницы «Россия» совершенно другая. Здесь использованы Н-образные элементы, которые надо было еще и сохранять. Кроме того, мы разбирали надземную часть при действующих коммуникациях в подвальной части. Все, кто бывал на объекте впервые, удивлялись малому количеству людей и техники. Оптимизация усилий во многом удалась благодаря старым наработкам. Да, мы использовали опыт организации и обеспечения работ в историческом центре (логистика, снабжение, людские ресурсы). Первоначально по проекту нам предлагалось задействовать до 8-ми башенных кранов и около 1000 человек в пиковые моменты нагрузки. Мы обошлись шестью кранами и в 3 раза меньшим количеством людей. Сейчас на объекте работает не более 110 человек. Из них 25 — механизаторы.

Каков режим работы на объекте?

— Работаем круглосуточно в две смены. Требуется постоянный контроль и обеспечение безопасности работ, особенно в ночную смену. Мы учли опыт предыдущих проектов и ввели новую должность начальников смены, которые обладают полномочиями и руководят как нашими, так и субподрядными подразделениями.

А что стало со знаменитой Площадью звезд?

— Мы аккуратно с помощью пилы с алмазным диском демонтировали все блоки. Поместили каждый из них в специальный деревянный футляр и передали на хранение ГЦКЗ. Их судьбу решит специальная конкурсная комиссия, которая и принимала решения по присуждению звезд выдающимся артистам. Возможно, до окончания проекта здесь, на «России», Площадь звезд будет временно восстановлена в каком-то другом месте. Или ее передадут на хранение в запасники и потом воссоздадут здесь же, но уже в заново построенном концертном комплексе из нескольких залов.

— Удачного завершения работ Вам и всей команде САТОРИ!

— Спасибо. Этот проект, несмотря на кажущуюся сложность, сделал доброе дело: еще больше сплотил и укрепил нашу компанию.