«Россия» разобрана на 90%
90% гостиницы уже разобрано. После долгого неведения о судьбе гостиницы «Россия» мы решили узнать всю информацию о производимых в Зарядье работах из первых уст. Журналистка Марина Кекина встретилась с Тенгизом Гурамовичем Каджая, генеральным директором ООО «ФПК САТОРИ», компании-генподрядчиком по демонтажу объекта.
— Тенгиз Гурамович, расскажите, на каком этапе находится разборка гостиницы «Россия»?
— Сейчас проходит завершающий этап по наземной части. Из общего объема 671 тысяча кубометров разобрано 588 тысяч, то есть 90 процентов. Идет разборка высотной и северной частей. На высотке мы разбираем 19-й этаж. Так как мы работаем не по четырем, а всего по двум корпусам, вывоз мусора осуществляем теперь только по ночам. Все, что снимается за сутки, вывозится за ночь. Это облегчает движение в Центре.
— Когда планируете закончить демонтаж наземной части?
— Предполагали закончить разборку наземной части, исключая Концертный зал, в конце марта. Первоначально планировали закончить в начале февраля, но северная эстакада, разборка которой была необходима для установки башенного крана, примыкала к памятникам архитектуры, расположенным на улице Варварке. В проекте была заложена механизированная разборка эстакады. Когда же мы приступили к работе, начались сильные вибрации, которые влияли на старинные здания. Мы «переиграли» проект и перешли на технологию резки алмазными канатами. Все это, конечно, заняло больше времени, чем было отведено. Кстати, параллельно демонтажным работам ведется обследование близстоящих церквей. По мере получения заключений о состоянии конструкций, будут выпускаться проекты усиления фундаментов для каждого здания. Мы должны укрепить все памятники архитектуры еще до разборки подземной части. Это даст возможность безболезненно приступить к демонтажу подземки.
— А проект разборки подземной части уже готов?
— Проект разборки есть. Он прошел экспертизу, и буквально на прошлой неделе мы получили положительное заключение.
— Приступили ли вы к разборке Концертного зала?
— В настоящее время ведутся работы внутри зала. Демонтируется то имущество, которое решеносохранить. Например, деревянное панно, некогда размещавшееся между Концертным залом и рестораном. Теперь оно упаковано и готово к транспортировке. Думаю, что до 15 февраля мы закончим демонтаж, а до 20-го — упаковку и вывоз. Так что в конце февраля здание будет уже освобождено от того имущества, которое нужно сохранить.
— Каким образом будете разбирать Концертный зал?
— Сначала будет демонтаж не несущих конструкций и оборудования, которое идет на утилизацию. Потом усилим плиту перекрытия дворовой части вокруг зала, чтобы въехала тяжелая техника. В демонтаже Концертного зала нам предстоит интересная операция. Металлические фермы-перекрытия зала, по 24 тонны каждая, надо будет синхронно поднимать автомобильными кранами, опускать вниз и уже там разрезать на части. Потом пойдет работа по демонтажу уникального механизма трансформации зала, который убирал кресла под пол и превращал Концертный зал в танцевальный. Под разборку зал передадут в конце февраля. А к демонтажным работам мы приступим в мае.
— Есть ли какие-нибудь трудности по разборке подземной части?
— Особенных трудностей нет. Только большой объем и насыщенность железобетоном и инженерией. Сегодня там действуют 13 подстанций, в том числе и транзитных, которые обеспечивают Китай-город. В будущем им предстоит подключение к новым подстанциям, которые должны быть уже смонтированы другим подрядчиком. Серьезный вопрос — действующая дренажная система. По проекту мы должны ее сохранить. Наши обследования подземной части, которые помогают нам создать фактическую картину ее состояния, показали, что фундамент сухой и дренаж работает хорошо. К разборке подземной части мы планируем приступить сразу после отключения коммуникаций, то есть в апреле или мае. Сложность будет в том, что на определенном этапе ее разборки появится новый генподрядчик по застройке Зарядья, и, скорее всего начнутся строительные работы.
— Когда в общей сложности планируете закончить разборку?
— Я думаю, осенью. У мэра Москвы есть план в День города, то есть в первую неделю сентября, произвести закладку памятного камня.
— Тенгиз Гурамович, хотелось бы узнать Ваше мнение о концепции того, что здесь будет выстроено после разборки?
— По-моему, новая концепция хороша. Здесь будет открытая пешеходная зона, что удобно и для жителей, и для гостей столицы. К тому же новый вариант вписывается в концепцию местности: будут просматриваться и памятники архитектуры, и ансамбль Кремля. Думаю, что этот район будет гораздо красивее. В свое время, когда «Россия» была самой большой гостиницей в Европе, она представляла какую-то ценность. Но она устарела не только морально, но и физически. Нам в свое время пришлось ликвидировать несколько аварийных участков.
— Я знаю, железобетон от гостиницы вы перерабатываете. Скажите, куда уходит «Россия»?
— «Россия» никуда не ушла, «Россия» здесь. Строительные отходы вывозятся с территории гостиницы, часть из них уже переработана, часть находится в процессе переработки. В результате мы получаем вторичный щебень, который идет на строительство дорог. Так что «Россия» остается в России и даже частично решает проблему плохих дорог. Старая «Россия» уходит на благо современной.
— Зима наконец-то радует нас морозами, а на вашу работу низкие температуры влияют?
— Нас пока мучают не морозы, а ветер. От сильного ветра автоматически отключаются краны. Они, конечно, не фиксируются и продолжают крутиться, чтобы не было отрывающей ветровой нагрузки, но работать уже не могут. У них своя система компьютерного обеспечения, которую не обманешь. Поэтому работы приходится прекращать.
— А прошедшее судебное разбирательство с инвестором-девелопером никак не повлияло на ход работ?
— Нет, к работам это не имело отношения, потому что решения о запрете работ не было. Да и неразумно было бы их приостанавливать: «Россию» надо разобрать как можно быстрее. Было тяжело морально. Когда работы начаты, останавливаться нельзя. Все разбирательства надо проводить до или после работ. Сегодня необходимо быстрее разобрать старый и строить новый комплекс, запускать его в эксплуатацию, чтобы территория рядом с Кремлем была открыта и люди могли гулять. Это мое мнение как рядового гражданина.
газета «Московская правда», 13 февраля 2007 г., приложение «Московская перспектива» № 5