+7 495 730 71 11

Форма обратной связи
(*) - обязательные поля

Как изменилась Москва за последние пять лет?

Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ:

– Промышленные территории с огромными, но зачастую неэффективно используемыми площадями, являются существенным резервом для развития городов. Промзоны занимают порядка 16% территории Москвы, в Екатеринбурге – порядка 40% и в Петербурге – 13%. На базе промзон необходимо развивать новые современные производства, жилую застройку, социальную инфраструктуру. Однако действующие законодательные нормы являются разрозненными и не позволяют комплексно осуществлять развитие промзон с учетом публичных интересов города. Законопроект о развитии промышленных территорий, разработанный Минстроем России, сейчас проходит публичное обсуждение перед рассмотрением во втором чтении. Мы работаем над документом вместе с Москвой. Именно ее опыт был взят за основу при разработке законопроекта. Особенно важно, что в развитии промзон правительство Москвы учитывает количество рабочих мест. Мы планируем заложить этот аспект в проект закона. Этот законопроект позволит региональным и местным властям принимать решения о реорганизации промышленных зон и вовлечь всех собственников недвижимости на таких территориях в процесс реорганизации.

Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта:

– Во-первых, я считаю, что Москва поехала. Пусть это небольшие изменения, пусть они носят локальный характер, но в целом транспортная ситуация в городе улучшилась. Есть разные оценки, если взять самую консервативную, по данным ГКУ «Центра организации дорожного движения», скорость выросла примерно на 12%. Индекс Tom-Tom говорит о том, что московские улицы разгрузились на 25%. Возможно, по ряду улиц такой результат есть, но мы более консервативны в оценках. Во-вторых, увеличилось количество пассажиров городского наземного транспорта. До 2010 года каждый год автобусы, трамваи, троллейбусы теряли по 3–5% пассажиров в год, а с 2010 по 2015 год количество пассажиров, оплачивающих проезд, то есть экономически активных пассажиров, выросло почти на 25%. Я считаю, что это лучшее подтверждение тому, что те действия, которые мы предпринимаем для увеличения доступности и надежности городского наземного транспорта, положительно влияют на пассажиропоток. Также улучшилось и исполнение графика наземным транспортом – его сейчас может увидеть любой человек в мобильном приложении или на остановках. Исполнение графика составляет почти 94%. Это говорит о достаточно эффективной и стабильной работе городского транспорта.

Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства:

– Сам процесс благоустройства кардинально изменился. В 1990–2000 годах в Москве прежде всего изыскивались пространства под строительные площадки, строились новые здания, сооружения. С 2010 года мы обратили внимание на то, что не покупается и не продается, а эксперты называют общим благом – это инженерные сети, транспортная инфраструктура. Но в первую очередь это общественные пространства – лицо города. В 2011–2015 годы таким лицом стали парки, общественные зоны. Сегодня в городе обустроено порядка 400 парков, а по сравнению с 2010 годом возникло 240 новых. Впервые по просьбам москвичей организована программа по созданию парков рядом с местом жительства. За последние три года мы создали 161 такой парк. Но нельзя не заметить, что в 2014–2015 годах главным общественным пространством стали не парки, а улицы. Мы в нынешнем году реконструировали примерно 50 улиц и площадей, а в период с 2012 по 2014 год – 23. От улицы для автомобилей мы перешли к улице для человека, от улицы для транспортного средства, к улице – общественному пространству. Все это москвичам известно, они это видят и одобрительно к этому относятся.

Сергей Кидяев, генеральный директор АО «Объединение «ИНГЕОКОМ»:

– «В этом городе хочется жить, растить и учить детей, работать и отдыхать» – вот мысль, которая за последние пять лет укоренилась в сознании москвичей. И это самый главный результат всех программ, реализуемых в Москве. Динамика положительных изменений и темпы модернизации города радуют и поражают. Кроме того, это тысячи рабочих мест и миллионы благодарных москвичей и гостей столицы. Мне нравится гордиться городом, в котором я живу. Коллектив компании «ИНГЕОКОМ» разделяет мое мнение и вносит свой вклад в развитие Москвы.

Сергей Жуков, генеральный директор ОАО «Мосметрострой»:

– За последние пять лет Москва изменилась до неузнаваемости. Приятно видеть, как преобразились парки и бульвары, появились пешеходные улицы, отреставрированы объекты культурного наследия, построены шикарные развязки и эстакады. Столица преобразилась не только на земле, но и под землей. Коллективу «Мосметростроя» была предоставлена возможность за последние пять лет подарить городу такие уникальные станции, как «Достоевская», «Марьина Роща», «Алма-Атинская», «Пятницкое шоссе» и «Тропарево». Каждая новая станция имеет свое лицо. По-прежнему сохраняется традиция неповторимого архитектурного облика подземных дворцов. Москвичи любят свой родной город и сделают его еще лучше.

Антон Борисенко, генеральный директор компании «СИТИ-XXI век»:

– Как самое важное изменение я бы отметил, что Москва стала более дружелюбной к жителям и новоселам, туристам, гостям. Наша столица стала по-европейски открытой, располагающей к отдыху и общению. Москва все больше становится городом для жизни, а не только для карьеры и зарабатывания денег. В миниполисах «Сити-XXI век» мы стараемся создать максимально доброжелательную атмосферу, подружить жителей, в том числе при помощи соседских клубов. Поэтому меня особенно радует тот факт, что мы со столицей на одной волне, стремимся к единым целям и разделяем общие ценности. Приятно каждый день открывать для себя город с его лучшей стороны, видеть, как на твоих глазах появляются новые парки, прогулочные зоны, детские и спортивные площадки. Это вдохновляет делать все возможное и в своей работе, строить такие дома и создавать такую среду, чтобы высокое качество жизни ощущалось во всем, даже в мельчайших деталях.

Михаил Посохин, генеральный директор ОАО «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, академик архитектуры:

– Нынешняя Москва реально красива. Это замечательный современный город. Специфика столицы заключается в ее эклектичности. Она никогда не застраивалась по единому архитектурному принципу. Впрочем, и московская жизнь, в том числе и архитектурная, никогда не являлась сплошным медовым месяцем, да и не будет.

Приятно, что нынешнее руководство города в плане его развития имеет четкую, понятную цель. Сегодня сам масштаб воплощенных идей, различных по архитектурным направлениям, несоизмеримо больше в сравнении с тем, что был в прошлые годы. Это не только строительство дорог и транспортных развязок, но и реставрация памятников, и организация пешеходных зон, небольших сквериков и парков, возведение просто красивых зданий. От этого Москва становится менее холодной и более душевной. О таких проектах прежде трудно было даже мечтать. Меня, как архитектора, это очень радует.

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:

– В городе появилось множество мест, где можно провести время – гулять, рисовать, заниматься спортом. Например, мне нравится, что «Лужники» развиваются как главный спортивный центр города и новый центр притяжения, так что здесь можно будет тренироваться круглогодично. Мне нравится недавно завершенный проект реконструкции Триумфальной площади – его удалось реализовать очень быстро, при этом в структуре городского центра появилось по-настоящему интересное и полноценное общественное пространство, обладающее ярким архитектурным обликом и полезным функционалом.

Олег Лянг, генеральный директор ПАО «Моспромстрой»:

– Впечатляют масштабы работ по улучшению транспортной ситуации: новые дороги, развязки, станции метро. Эта работа уже приносит колоссальные плоды и, я уверен, очень скоро кардинально изменит положение в столице.

Исключительно правильной и удобной мне кажется новая система платной парковки – так и должно быть в современном городе, особенно в его центральной исторической части.

Радует, какое огромное внимание уделяется благоустройству общественных пространств. Пешеходные зоны в цент-ре – восхитительная вещь, по городу стало приятно ходить. А как изменились московские парки и скверы! Для меня особенное удовольствие гулять там с детьми и внуками.

Москва – мой родной город, мне приятно видеть, что она становится комфортнее, уютнее и добрее.

Олег Сорока, депутат Московской городской Думы:

– За последние пять лет у нас появилось немало поводов, чтобы искренне гордиться Москвой – ее внешним видом, деловым климатом, дружелюбной атмосферой, градостроительными достижениями. В городе произошли внешние и внутренние ментальные перемены, и в этом прямая заслуга мэра Сергея Собянина и его команды. Очень важно, что Москва вошла в динамику позитивных преобразований, которые можно отметить буквально во всем – в развитии транспорта, в новых возможностях для промышленного роста, в условиях для инвестиций, в диалоге власти и горожан. У нас появились замечательные общественные пространства и парки, старинные улицы освободились от многолетнего налета пыли, грязи и нелепой рекламы, у нас прошли авторитетные архитектурные конкурсы с участием лучших мировых специалистов, отремонтированы театры, музыкальные школы, музеи, проходят яркие городские праздники и фестивали. И, что символично, все эти положительные сдвиги в облике и развитии города только нарастают, и каждая достигнутая ступень становится трамплином для новых позитивных изменений.

Владимир Гусаров, генеральный директор ООО «ФПК Сатори»:

– За прошедшие пять лет облик Москвы сильно изменился, особенно ее исторический центр. Было отреставрировано множество зданий, благоустроены общественные пространства, появились велодорожки для любителей ЗОЖ, десятки километров пешеходных улиц в историческом центре: на Большой Дмитровке, Мясницкой, Никольской, Пятницкой. Около 600 объектов культурного наследия было восстановлено, чем действительно можно гордиться, так как никогда город не уделял такого внимания своей истории. В создании и благоустройстве культурных и спортивных сооружений, открытых пространств для отдыха Москва превзошла, пожалуй, даже многие города Западной Европы.

Константин Ремизов, генеральный директор АО «Национальная девелоперская компания»:

– За пять лет наш город сильно преобразился. Теперь Москва стала мегаполисом не только с широкими дорогами, но и широкими тротуарами, велодорожками и новыми зонами отдыха. За последние пять лет столица достигла наибольшего прогресса в сфере строительства дорог, обустройства улиц и дворов. Активными темпами идет освоение новых территорий. За эти годы границы Москвы существенно расширились, прирастая новыми современными микрорайонами с продуманной инфраструктурой для максимального комфорта жителей. Отрадно, что впереди нас ждут новые масштабные программы развития Москвы.

Мартин Пауэлл, глава департамента по развитию и урбанистике компании «Сименс»:

– Мы были очень впечатлены тем, как много внимания правительство Москвы уделяет вопросу развития зеленых технологий. Сегодня москвичи обеспокоены качеством воздуха в городе. Сейчас они гораздо чаще задумываются о том, что можно сделать для его улучшения. Правительство Москвы, как и любая добросовестная организация, реагирует на данный посыл. За последние годы в Москве действительно сделано очень многое для улучшения экологии. Это касается и воздуха, и воды, и зеленых насаждений.

Всем известно, что в Москве очень остро стоит транспортная проблема. Следует отметить, что те шаги, которые предпринимаются, очень положительные. Пожалуй, стоит больше акцентировать внимание на развитии общественного транспорта. Это, конечно, более долгосрочные инвестиции, но они того стоят.

Концепция по развитию новых территорий большой Москвы поражает. Я уверен, что это даст толчок для развития всего города.

Лян Чженьин, мэр Гонконга:

– Все инициативы по развитию Москвы направлены в основном на развитие человека, на жителя города – он в центре внимания. У Москвы очень амбициозные планы. Это город, устремленный в будущее и с точки зрения развития инфраструктуры, в том числе транспортной, и с точки зрения продолжения жилищного строительства, и с точки зрения глубокого переосмысления и развития Москвы-реки.

Натан Гадаев, президент Объединения «ЭЛГАД»:

– За последние пять лет Москва существенно изменилась, как мне кажется, в лучшую сторону. То, что произошло за это время, думаю, москвичи оценивают по достоинству. Каждое важное решение правительство согласует с гражданами. Мы можем видеть результат такой работы: количество пробок снизилось, центр Москвы преобразился, открылся в новом свете, появились благоустроенные парки и общественные пространства. В этом городе стало приятно жить. При этом на ближайшие годы стоят сложнейшие задачи, реализация которых позволит сделать Москву одним из самых комфортных и красивых городов мира.

Московская перспектива